Краткая история табака

Потребление табака давно перешло рубеж нескольких тысячелетий. Есть данные, что еще в первом веке нашей эры индейцы Майя уже крили табак на своих религиозный церемониях в Центральной Америка. Спустя сотню лет традиция употребления табака поползла и в другие уголки Америки. А вот в пятнадцатом веке, по прибытию Европейцев, мы знаем, табак уже приобрел свою популярность практически по всему континенту.

Известный историк античности Геродот упоминал о некой процедуре, довольно напоминающей курение, —  о вдыхании дыма от горящих растений для приведения тела и ума в нужный тонус. Примерно такая же процедура упоминается и в летописях древнего Китая. Не чужда процедура вдыхания дыма от горящих растений и коренным Африканцам. Окуривание благовонными травами практиковалось в Древнем Риме и Греции, часто такими процедурами сопровождались религиозные действа. Считается, что именно отсюда пошло сжигание ладана, присущее католицизму.

Для справки: ладан — затвердевший сок Сомалийских бальзамических растений. Для осуществления подобного ритуала существуют специальные приспособления, именуемые кадильницами.

Существует версия, что курение индейцами табака взяло начало из религии. Не исключено, что, заметив улучшения самочувствия после курений тех или иных трав, индейцы стали считать их, травы, волшебными. Собственно, этим и можно пояснить появление некоторых табачных сортов в религиозных церемониях.

Согласно языческим верованиям, поджигая и раскуривая «трубку мира», вождь индейцев направлял ее в сторону Солнца, как бы демонстрируя свою признательность богу всего сущего Маниту.

Курение европейцами было открыто более пяти столетий назад. Однако Старый свет узнал  о данной процедуре только после открытия Колумбом Америки.

Вернемся в прошлое:

«Земля! Впереди земля!» — именно такой крик ознаменовал утро двенадцатого октября тысяча четыреста девяносто второго года. Матрос Родриго Триан стоял на корм корабля «Пинта» и кричал.

Вслед крику восторженного матроса был послан пушечный залп, паруса были спущены.

Сам корабль медленно, но верно приближался к земле, где, по мнению капитана экспедиции, раскинулась доселе неведома Индия. Однако, взору разочарованных мореплавателей предстал остров, позднее именованный Колумбом как Сан-Сальвадор. В данную минуту это название сохранил за собой один из островов Багам.

Местные жители с почтением отнеслись к прибывшим, преподнося им дары в виде жемчуга и листьев странного растения под названием петум. Наиболее удивительным фактом стало то, что обыватели острова курили высушенные на солнце листья, предварительно свернув их в трубочки. Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.  Продолжая поиски золота и постоянно углубляясь на юг, Колумб двадцать седьмого сентября тысяча четыреста девяносто второго года высадился на Кубе.  Кубинцы встречали пришельцев криками и размахиваниями головнями в руках. Так же от толпы шел дым скуриваемой ими травы, кстати говоря сами курительные травы они называли «сигаро». Колумб говорил, что жители Кубы «пили» дым, делая несколько затяжек от «сигаро» и выпуская дым через ноздри.

К сожалению или к счастью, в декабре, двадцать восьмого числа того же девяносто второго года корабль «Санта-Мария» потерпел обидное крушение. Экипаж, пушки, а так же кое-что из груза удалось спасти. Однако на «Ниньи», самом маленьком корабле экспедиции, не могло поместиться большое количество людей. ( к этому времени третий корабль под руководством Мартина Пинсона покинул команду Христофора Колумюа)

На корабле «Навидат» ( в переводе «рождество»), построенного из обломков «Санта-Мари», остались испанцы. Колумб же, прихватив часть экипажа, отправился в Европу. За главного вместо Христофора остался  Фра Романе Пано.  Матросы, оставшиеся на месте крушения корабля, стали первыми курящими европейцами.

И хоть раньше считалось, что выпускать дым изо рта и носа — исконно умение дьявола, вся команда и даже сам ее капитан очень быстро приспособились к этому занятию и даже полюбили его.

Перспектива курить табака стала наиболее привлекательной на то время, и вскоре табак, получивший свое название в честь провинции Табаго, начал свое триумфально шествие по странам всего мира.

Второй поход Христофора Колумба, начавшийся в тысяча четыреста девяносто третьем году и закончившийся в тысяча четыреста девяносто шестом, увенчался завозов табачных семян в Индию. Но на этом ничего не закончилось, под ровный и уверенный шаг табака попали и остальные европейские страны. Вскоре под влиянием привычки к курению оказался весь мир.

Способствовало распространению табака и его наркотическое действие. Люди уже тогда заметили, что выкуривая папиросу за папиросой, желание поскорее прикурить становится все сильнее. Сейчас мы уже все знаем о том, что табак не только вызывает привыкание, но и в последствии оказывает пагубное действие на организм, тогда же тягу к курению приписывали к чудодейственным свойствам трав.

Во время прогресса производства табака люди считали, что табачный дым изгоняет злых духов, стимулирует психику человека и формирует его стрессоустойчивость.

Изначально полагалось, что Американские индейцы начали курить табак из религиозных соображений. Изначально дым горящих табачных листьев использовали в качестве средство от комаров и прочей мошкары, в то время переносящих различные тропические заболевания. Вскоре были замечены и стимулирующие свойства растения, применять их стали и в церковном деле

Прежде пренебрежительное отношение к табаку вскоре сменилось благоговением и трепетом, порой доходившим до фанатизма. Считалось, что с помощью табака вожди и жрецы могли устанавливать связь с богами. Раскуривая «трубку мира», первый выдыхаемый ими клуб дыма обращался к солнцу, где, как считалось, жил дух солнца Манит.

С клубами дыма индейцы также ассоциировали дождевые тучи, которые обязательно будут посланы на их обетованную землю богами во время засухи. Окуривание процесса табаком очень часто сопровождалось своеобразными ритуальными танцами. Табак всегда сопутствовал принятию различных важных решений:  заключению мира, подготовке к войне.

Племенные индейцы окуривали табачным дымом четыре основные стороны света.

Небезызвестен  табак был и у ацтеков. Во многих записях хронистов из Нового Света отмечено, что сигарета с табаком была обязательным атрибутом на многих праздниках. Ярким тому примером является праздник Токстатль, где чествовали бога Тескатлипока. Кстати говоря, на это празднике сигарету держал юноша, выбранный для совершения жертвоприношения.

Даже не смотря на то, что табак был завезен в Европу Христофором Колумбом пятнадцатого марта тысяча четыреста девяносто третьего года, спустя четверть века Гонщаго Гернандес дал свою совсем неожиданную оценку путешествию и присвоил славу культивирования табака в европейских краях португальцу Жану Нико.

Именно он впервые вырастил табак на территории Европы и преподнес его на суд Екатерине Медичи в качестве панацеи от головных болей, коими королева страдала постоянно.
аромат табака в действительности помогал короле, а растертый в мелкий порошок , оказывал еще более сильное влияние. Сам Нико узнал об этом Менардеса, врача-ботаника, который и сам боготворил табак, называя его лекарством от всех заболеваний.

Как ни странно, но нюхание табака вскоре стало популярным и среди знати. А при сыне раннее упомянутой Екатерине Медичи, Франциске II, простая популярность переросла в своеобразную моду. Когда на престол взошел Людовик XIV, табак утвердили как элемент этикета придворных.

Порошок табака требовал своего места хранения. Тут уж ювелирам было где разгуляться, собственно, ими и была изобретена широко известная сейчас табакерка. В отличие от нынешних унылых коробочек, тогдашние табакерки имели полное право называться произведениями искусства. В процессе отделки табакерок свое применение нашла миниатюрная живопись. На сегодняшний день, в музеях память о прошлом, выточенная из серебра, золота, отделанная самоцветами и алмазами, до сих пор приковывает к себе восхищенные взгляды людей.

Теперь нам осталось только восхищаться тончайшим коварством, с которым табак проложил себя пути по всему континенту.

В тысяча пятьсот восемьдесят шестом году табак дотянулся и до Англии. Привезенный туда мореплавателем-пиратом Френсисом Дрейком, он быстро прижился среди чопорных обитателей данной страны.

По окончании шестнадцатого века курительный материал достиг берегов Испании, размерянным шагом вошел в Португалию и Голландию.

Тридцатилетняя война потянула за собой распространения табака в Германии, Швейцарии и Швеции. Не делая отставать от стран Европы, к пагубной привычке пристрастилась и Россия. На закате шестнадцатого века листья табака были завезены в Архангельск, а оттуда растение пошагало-покультивировало по всей Империи.

Нет, речь не идет о том, что табак проникал в разные уголки мира без каких-либо трудностей. Наоборот, в некоторых странах его запрещали из религиозных и экономно-экономических соображений. К примеру, эмоциональная Италия объявила табак «забавой дьявола».Дабы табачные изделия не распространялись в границах страны, Римские папы даже отлучали курящих от церкви. Монахов же, пойманных за «постыдным делом», жестоко наказывали.

Начиная с тысяча пятьсот восемьдесят пятого года по указу Елизаветы Первой в Англии курильщиков ставили на одну линию с ворами и демонстративно водили по центральным площадям с веревками на шеях. В то же время Уолтер Роли, один из приближенных королевы, напротив, всячески продвигал курение.  Когда Елизавета умерла, Роли был обезглавлен преемником королевы Яковом Стюартом якобы за курение, на самом деле мотивы казни напрямую касались политики.

Что касается медицины, то и тут не все было идеальным. «Чудодейственный табак», использованный в качестве лекарства, нередко вызывал у больных еще более тяжкие недуги, самым популярным из которых являлось отравление, порой заканчивавшееся летальным исходом.

В семнадцатом веке власти снова начали предпринимать попытки взять табачный оборот под свой контроль.

Во времена царствования Михаила Федоровича на Руси, курильщиков жестоко наказывали шестьюдесятью ударами палкой по стопам. Уличенного в курении дважды увечили, отрезая ему нос и уши.

В тысяча шестьсот тридцать четвертом году, после пожара в Москве, спровоцированного курением, употребление табака стало караться смертью. Алексей Михайлович, следующий правитель, только усилил борьбу с курением. В «уложении» тысяча шестьсот сорок девятого года было приказано пытать и бить тех, кто станет хранить в своем доме табак, распространителей — пороть, ссылать под границы Империи, отрезать носы.

В Англии пойманных с поличным на курении просто казнили через отсечение головы. Сами же головы выставляли на площадях насаженными на шесты, «чтоб неповадно было».

Не менее радикально боролись с курением и американские колонии на территории Испании. В городе Сантьяго в тысяча шестьсот девяносто втором году в стену монастыря живьем замуровали  пятерых священнослужителей, пойманных на курении. Решение было утверждено папой и обсуждению не подлежало.

Как мы можем наблюдать сегодня, война с табакокурением своих плодов так и не принесла. Кстати говоря, в отсутствии результатов на семьдесят пять процентов виновата корысть европейских правителей, вовремя понявших, что табак — ни что иное, как золотая жила дня бездонного кармана «главы-всея-чего-то-там». Торговля табаком была обложена заоблачными налогами, таким путем чиновники старались обогатить государственную казну. Начал такие махинации Яков первый, тем самым подав пример и другим странам.

Яков I лично заявил, что курение вредно для здоровье, да и цивилизованному человеку наверняка есть чем заняться, кроме как развлекать себя подобной дрянью.

Яков Первый даже издал свой труд «О вреде табака» в тысяча шестьсот четвертом году, где. Словом это первая ( и должно быть последняя) книга о курении, которая стала по-настоящему популярной.

Монарх искренне негодовал, когда местные врачи рекомендовали курение в ксчестве «волшебной пилюли» против лихорадки или насморка. Были такие сумасброды, которые пытались спасти населением от чумы с помощью табака. Самолечение табачными растениями, изготовление из них таблеток, выжимок, настоек нередко провоцировало тяжелейшее отравление и последующую смерть пациентов.  Именно этот факт послужил причиной и поводом к борьбе с курением. В рамках этой борьбы применялись как материальные, так и тяжкие телесные наказания.

Тысяча шестьсот шестой год ознаменовал выпуск в Испании Филиппом Третьим указ, строго ограничивающий и ставящий в рамки выращивание табачных культур.

В Тысяча шестьсот десятом году Япония выпустила свои указы, направленные как на потребителей табака, так и на его производителей.

В тысяча шестьсот четвертом году был написан анонимный «протест табаку» Джеймсом Первым В своем труде он осудил растение и вынес, что употреблять его нельзя. Джеймс отметил, что в последствии курения ухудшается зрение, снижается мозговая активность, к рукам, одежде и дыхании пристает едкий никотиновый запах.

Во многом популярность табака основана на ошибочном мнении, будто бы данное растение можно использовать в медицинской сфере.

Однако, параллельно с преклонением перед табаком на поверхность всплывали и откровенно критические отзывы о нем. Ярким тому примером является труд Джона Хилла, ярко повествующий о первом в мире случае заболевания раком.

Ходят слухи о том, что Мюрад Четвертый, турецкий султан, перешел все границы в борьбе с курением. Говорят, что он бродил в простом одеянии по улицам и пытался купить табак. Происходило это все в  семнадцатом веке, поэтому нетрудно понять всю абсурдность данной затеи. Однако, если ему это удавалось, торговцу сразу же отрубали голову, а тело оставляли на улице, как наглядный пример неповиновения законам.

Россия же, напротив, открыла свои границы табаку в тысяча шестьсот девяносто седьмом году с подачи Петра Первого, как известно, питавшего тягу к курению.

Вскоре потребность в табака снова начала расти. Дело дошло до того, что провинции Северной Америки просто взяли табаководство как основную свою специализацию. До сих пор по всему миру распространены табачные сорта «Вирджиния» и «Мэрилэнд», названные в честь области их возделывания. В свое время в этих штатах работали негры. Табак упаковывался в тюки и рассылался в разные уголки мира.

В общем, из неравной схватки табак вышел победителем. Вернее, победителями стали фермеры, реализаторы и, конечно, правительство. Не смотря на все антитабачные кампании, сформировалась папиросная империя, которая существует и по сей день.

До девятнадцатого века о вредных качествах растения известно было мало, поэтому врачи не могли аргументировать запрет курения. Привычка курения уже тогда поощрялась разного рода рекламой табака, трубок и прочих аксессуаров «серьезного человека».

Благодаря табачной торговле казна правительства росла. В итоге происходящее заставило мировое правительство изменить свою точку зрения по отношению к табаку.

Распространяясь по миру очень быстро, табак стад одним из старейших и известнейших человеческих изобретений, лидером продаж как прошлого, так и современности.

К примеру: На Филлипинах, в тропических лесах, была найдена маленькая группа людей, принадлежавших еще к каменновековой культуре. Живым доказательством их полной изолированности от мира стало их отсутствие даже малейшего понятия о табаке.

На первом этапе развития разведения растения, табак для выкуривания сворачивали в трубочки, чем-то напоминавшие современные сигары. Позднее для употребления табака использовали трубки разной формы и из разного материала.

Из стран востока к нам пришло такое приспособление, как кальян ( по-другому нагриле). Кальян строен так, что табачный дым проходит через емкость с водой, где он охлаждается и становится менее вредным.

Середина двадцатого века ознаменовала себя появлением  фабричных папирос, которые в последующем стали постепенно вытеснять обычные сигареты с рыночного поприща.

По мере развития сигарет в США, развивались и «антисигаретные стримы».  Позиция течений заключалась в том, что их участники считали, будто сигареты в несколько раз превосходят по своей вредности другие изделия из табака.

В тысяча восемьсот девяностом году двадцать шесть стран мира запретили продажу табачных изделий несовершеннолетним. По началу предел совершеннолетия колебался от четырнадцати до двадцати четырех лет.

Некоторые государства и штаты не остановились на возрастном ограничении. В девяносто третьем году девятнадцатого века Вашингтоне и еще четырнадцати штатах был наложен запрет на выращивание, хранение, распространение и употребление табака. Параллельно еще двадцать один штат в серьез задумывался о подобных решениях. Наиболее активные приверженцы антитабачной компании считали, что курение снижает работоспособность человека и увеличивает общественную преступность.

Одним из участников антитабачного течения был Генри Форд, сказавший свое слово в статье «Дело против маленького белого рабовладельца». Так же с сигаретами рьяно боролся и Томас Эдисон. Канадец Тимоти Итон, не отличавшийся особо любовью к табаку, не разрешал продавать курево в сети своих магазинов.

В семьдесят восьмом году девятнадцатого столетия священнослужитель преподобный Альберт Симе, выходец из Онтарио, опубликовал свой труд под названием  «Грех курения и жевания табака, а также эффективный способ избавиться от этих привычек».  Так де вышло и другое название труда, но уже под названием «Бытовое употребление табака осуждается врачами, жизненным опытом, здравым смыслом и Библией».

Эта небольшая книга, уместившаяся на сто семидесяти трех страничках, подробно рассказывала о влиянии курения на крепость тела и духа, расписывало причины и следствия прогресса табачного бума. Содержала книга и графики, понятно объясняющие статистику затрат на курительный материал.

В России и СССР к антитабачному движению пришли только в двадцатом веке, попутно с введением «сухого закона». Далее, как до войны, так и после, данная борьба с табаком официально существовала, но не давала ровным счетом никаких результатов.

К средине тридцатых годов восемнадцатого столетия Карл Линней, известный тогда как естествоиспытатель, классифицировавший животный и растительный миры, дал табаку название «никотиана» в честь Жана Нико, зародившего культивацию табака в Европе.

Далее, в двадцать восьмом году девятнадцатого века Поссельтом Рейманом было открыто странное вещество, содержавшееся в листьях табака. Ученый назвал его никотином, в честь культиватора растения Жана Нико. Открытие никотина стало важным аспектом в борьбе против «табачной волны», так как активистам-антитабачникам нашлось, что противопоставить фанатам сигарет.

Ответить